Управление сетями IBM
Функциональные области управления
IBM делит сетевое управление на 5 функций, ориентированных на пользователя:
Configuration management (управление конфигурацией).
Идентифицирует ресурсы физических и логических систем и обеспечивает управление
их взаимоотношениями.
Perfomance and accounting management (управление производительностью и учетом
использования ресурсов).
Обеспечивает квалификацию, измерение, сообщение и управление реакцией,
доступностью, утилизацией и использованием компонентов сети.
Problem management (управление проблемами).
Обеспечивает обнаружение, диагностику, решение, а также средства отслеживания и
управления проблемой.
Operations management (Управление операциями).
Обеспечивает средства для запроса и управления распределенными сетевыми
ресурсами из центрального пункта.
Change management (Управление изменениями).
Обеспечивает планирование, управление и применение дополнений, исключений и
модификаций в аппаратном обеспечении, микрокодировании и программном обеспечении
системы.
Эти функции сетевого управления не совсем точно коррелируются с функциями,
предложенными ISO в модели OSI.
Управление конфигурацией
Конфигурационное управление управляет информацией, описывающей как физические,
так и логические ресурсы информационных систем и их взаимоотношения друг с
другом. Эта информация обычно состоит из названий ресурсов, адресов,
местоположений, контактов и телефонных номеров. Функция управления конфигурацией
IBM очень близко соответствует концепции OSI об управлении конфигурацией.
С помощью средств управления конфигурацией пользователи могут поддерживать
ведомость сетевых ресурсов. Управление конфигурацией помогает гарантировать
быстроту и точность отражения изменений сетевой конфигурации в базе данных
конфигурационного управления. Информация управления конфигурацией используется
системами управления проблемами для сравнения различий в версиях и для
локализации, идентификации и проверки характеристик сетевых ресурсов. Системы
управления изменениями могут использовать данные управления конфигурацией для
анализа эффекта, произведенного изменениями, и для составления графика внесения
изменений в моменты минимального сетевого воздействия.
Услуга управления SNA, называемая «идентификация изделия запроса» (query product
identification), извлекает программную и аппаратную физическую информацию из
базы данных управления конфигурацией. Извлеченная информация иногда называется
«данными жизненно важного изделия» (vital product data).
Управление производительностью и учетом сетевых ресурсов
Эта функция управления SNA обеспечивает информацию о производительности сетевых
ресурсов. Путем анализа данных управления производительностью и учетом ресурсов,
пользователи могут определять, будут ли удовлетворены задачи производительности
сети.
Управление производительностью и учетом включает в себя учет ресурсов,
контролирование времени реакции, доступности, утилизации и компонентной
задержки, а также регулировку, отслеживание и управление производительностью.
Информация от работы каждой из этих функций может привести к инициированию
процедуры определения проблемы, если уровни производительности не отвечают
требуемым.
Управление проблемами
Услуги управления SNA определяют проблему (problem) как сбойную ситуацию,
которая приводит к потере пользователем всех функциональных свойств ресурсов
системы. SNA делит управление проблемами на несколько областей:
Problem determination (Определение проблемы).
Выявляет проблему и выполняет шаги, необходимые для начала диагностики проблемы.
Назначение этой области - изолировать проблему в конкретной подсистеме,
например, в каком-нибудь аппаратном устройстве, программном изделии, компоненте
микрокода или сегменте носителя.
Problem diagnosis (Диагноз проблемы).
Определяет точную причину проблемы и воздействие, необходимое для решения этой
проблемы. Если диагноз проблемы выполняется вручную, то он следует за
определением проблемы. Если он выполняется автоматически, то это обычно делается
одновременно с определением проблемы, чтобы можно было выдать результаты вместе.
Problem bypass and recovery (Обход проблемы и восстановление).
Попытки обойти проблему либо частично, либо полностью. Обычно эта операция
является временной, причем подразумевается, что далее последует полное решение
проблемы; однако обход проблемы может быть перманентным, если она не просто
решается.
Problem resolution (Решение проблемы).
Включает усилия, необходимые для устранения проблемы. Решение проблемы обычно
начинается после установления ее диагноза и часто включает в себя корректирующее
воздействие, которое должно быть занесено в график; например, это может быть
замена отказавшего дисковода.
Problem tracking and control (Отслеживание и управление проблемой).
Отслеживает проблему до ее полного решения. В частности, если для решения
проблемы необходимо внешнее воздействие, то жизненно важная информация,
описывающая эту проблему (такая, как информация контролирования состояния и
отчеты о состоянии проблемы), включается в запись управления проблемой, которая
вводится в базу данных этой проблемы.
Управление операциями
Управление операциями включает в себя управление распределенными сетевыми
ресурсами из центрального пункта. Оно предусматривает два набора функций: услуги
общих операций (common operations service) и услуги управления операциями (operations
management services).
Услуги общих операций обеспечивают управление ресурсами, которыми другие
категории SNA занимаются в неявно выраженном виде, путем обеспечения
специализированной связи с этими ресурсами с помощью новых, более
производительных прикладных программ. Двумя очень важными услугами, которые
обеспечивают эту производительность, являются команда execute (выполняй) и
услуга управления ресурсами. Команда execute обеспечивает стандартизированные
средства выполнения какой-нибудь дистанционной команды. Услуги управления
ресурсами обеспечивают возможность транспортировки информации независимым от
контекста способом.
Услуги управления операциями обеспечивают возможность управления дистанционными
ресурсами путем активации и дезактивации ресурсов, отмены команды и установки
часов сетевых ресурсов. Услуги управления операциями могут быть инициированы
автоматически в результате продвижения уведомления о системной проблеме, тем
самым позволяя автоматическую обработку дистанционных проблем.
Управление изменениями
Управление изменениями помогает пользователям управлять сетевыми или системными
изменениями путем обеспечения отправки, извлечения, установки и удаления файлов
изменений в отдаленных узлах. Кроме того, управление изменениями обеспечивает
активацию узла. Изменения имеют место либо из-за изменений в требованиях
пользователя, либо из-за необходимости обойти проблему.
Хотя наличие проблем приводит к изменению, изменение также может вызвать
проблемы. Управление изменением пытается минимизировать проблемы, вызванные
изменением, путем поощрения упорядоченного изменения и отслеживания изменений.
Основные архитектуры и платформы управления
IBM предлагает несколько архитектур управления и важных платформ управления.
Структура управления открытой сети (ONA)
Фокусы (focal points) обеспечивают поддержку операций централизованного сетевого
управления. Это те объекты управления, которые уже были названы ранее в
описанной общей модели. Фокусы отвечают на предупреждения конечных станций,
поддерживают базы данных управления и обеспечивают интерфейс пользователя с
оператором управления сети.
Существуют два вида фокусов: первичный (primary) и вторичный (secondary).
Первичные фокусы соответствуют описанным выше. Вторичные фокусы обеспечивают
резерв для первичных фокусов и используются при отказе первичных фокусов.
Вложенные фокусы (nested focal points) обеспечивают поддержку распределенного
управления для частей крупных сетей. Они продвигают критичную информацию в
другие глобальные фокусы.
Точки сбора (collection points) передают инфрмацию из автономных подсетей SNA в
фокусы. Точки сбора обычно используются для продвижения данных из сети IBM с
равноправными узлами в иерархию ONA.
Точки ввода (entry points) являются устройствами SNA, которые могут реализовать
ONA для себя и для других устройств. Большинство стандартных устройств SNA могут
быть точками ввода.
Точки обслуживания (service points) являются системами, которые обеспечивают
доступ в ONA для устройств, не являющихся устройствами SNA. Toчки обслуживания
способны отправлять в фокусы информацию сетевого управления о системах, не
являющихся системами SNA, а также принимать команды из фокусов, транслируя их в
формат, приемлемый для устройств, не являющихся устройствами SNA, и продвигать
их в эти устройства для выполнения. Точки обслуживания фактически являются
сетевыми интерфейсами с ONA.
System View
IBM объявила о System View в 1990 г. System View является программой для
разработки прикладных задач управления, способных управлять информационными
системами от нескольких поставщиков. В частности, System View описывает, как
будут выглядеть и работать прикладные программы, управляющие гетерогенными
сетями, а также как они будут кооперировать с другими системами управления.
System View является официальной стратегией управления системами SAA (Systems
Application Architecture - Архитектура системных прикладных программ).
NetView
NetView является самой всеобъемлющей платформой управления сети предметной
области. Она содержит следующие основные части:
Command control facility (средства управления командами).
Обеспечивает ваозможность управления сети с помощью базового оператора и команд
файлового доступа к прикладным программам, контроллерам, операционным системам и
интерфейсу NetView/PC (интерфейс между NetView и устройствами, не являющимися
устройствами SNA) VTAM (Virtual Telecommcnications Access Method - Метод
Обеспечения Доступа к Виртуальной Сети Связи).
Hardware monitor (монитор аппаратного обеспечения).
Контролирует сеть и автоматически выдает предупреждения оператору сети, если
имеет место неисправность в аппаратуре.
Session monitor (монитор сеанса).
Действует как монитор производительности VTAM. Монитор сеанса обеспечивает
определение проблем в программном обеспечении и управление конфигурацией.
Help function (функция оказания помощи).
Обеспечивает помощь пользователям услуг управления NetView. Эта функция включает
в себя средства просмотра файлов, пульт функции помощи и библиотеку наиболее
часто встечающихся ситуаций при работе сети.
Status monitor (монитор состояния).
Обобщает и представляет информацию о состоянии сети.
Performance monitor (монитор производительности).
Koнтролирует производительность контроллеров связи (communications controllers),
которые также называются процессорами предварительной обработки данных (front-end
processors - FEPs), Программу управления сетью (Network Control Program - NCP) и
прикрепленными ресурсами.
Distribution manager (управляющий распределением).
Планирует, составляет график и отслеживает распределение информации,
программного обеспечения и микрокода 3174 в среде SNA.
Управляющий сети LAN
Изделие IBM «Управляющий сети LAN» (LAN Network Manager - LNM) представляет
собой прикладную программу управления сети, базирующуюся на OS/2 Extended
Edition (расширенный вариант), которая позволяет управлять локальными сетями
Token Ring из центрального пункта поддержки. Для NetView деятельность LNМ может
быть видимой (например, аварийные сигналы). LNM сообщается с программным
обеспечением LAN, называемым LAN Station Manager (LSM) (Управляющий станций LAN),
которое реализует агентов управления в отдельных конечных станциях LAN.
Сообщение между LNM и LSM осуществляется путем использования Протокола CMIS/CMIP
(OSI Common Management Information Services/Common Management Information
Protocol - Информационные услуги общего управления OSI/ Протокол информации
общего управления), который управляет работой протокола LLC (Logical Link
Control - Протокол управления логическим каналом без установления соединения).